|
С. Н. ТутолминПетро-Павловская церковь при Императорском училище глухонемыхХрам Святых Апостолов Петра и Павла первые 100 лет своего существования находился при Императорском училище глухонемых и являлся его домовой церковью. Училище, одно из старейших в Европе, было создано Императрицей Марией Феодоровной и в качестве опытного училища открыто в Павловске 2 декабря 1806 г. Дети обоего пола, всего 12 человек, обучались в нем на собственные средства императрицы по системе известного аббата де Л'епе. В здание на углу Гороховой и Мойки училище переехало не сразу. В 1810 г., по воле Императрицы, оно было переведено в Петербург, на Выборгскую сторону, в здание, купленное у некоего Порошина и принадлежащее Петербургскому воспитательному дому. Тогда число воспитывающихся было увеличено до 24 человек. В 1816 училище переводят с Выборгской стороны в здание благородного Вдовьего дома (Смольный монастырь), и, наконец, в 1820 г. оно окончательно обосновывается на Гороховой, в обширном доме, купленном за 300 тыс.руб. ассигнациями у жены надворного советника Кусовниковой 1. В первые 10 лет (до 1820 г.) у училища не было ни церкви, ни законоучителя. Впрочем, это едва ли было возможно в условиях постоянных переездов. Вопрос об устроении церкви был поставлен сразу после переезда на Гороховую. В рапорте на Высочайшее имя ноября 1820 г. почетный опекун А.И.Нелидов сообщает, что священник Федор Измаилов "...изъявил желание занять сие место, с тем, чтобы сверх священнических его обязанностей употребить себя и в классических занятиях с воспитанниками сего училища по распоряжению директора" 2. Далее, из рапорта видно, что директор Жоффре, испытав способности священника в области преподавания Закона Божия, согласился на его кандидатуру. Таким образом, вопрос о священнике и законоучителе был решен. В 1821 г. завершилась и постройка храма: во имя св. апостола Павла, по проекту архитектора учреждений Императрицы Марии Федоровны П.С.Плавова. 19 февраля его освятил наместник лавры архимандрит Товия. Сохранилось лишь описание этой церкви (в "Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии"), которое мы здесь и приводим. "Продолговатая комната, пред которой была большая рекреационная зала, в третьем этаже дома по Гороховой улице, с 4 окнами на правой стороне, послужила для помещения церкви. На западной стороне ее находятся хоры, поддерживаемые 4 деревянными колоннами, а полукруглый деревянный оштукатуренный свод ее завершается под железной крышей дома. Престол и жертвенник - деревянные; антиминс священнодействован и подписан митрополитом Михаилом. Запрестольная икона - Распятие Иисуса Христа - писана на холсте глухонемым воспитанником Степаном Сергеевым в 1822 г.; другим воспитанником, Ивашецким, писана в том же году икона Рождества у жертвенника. Алтарь отделялся деревянным одноярусным иконостасом, в котором было 4 иконы: Спасителя, Божией Матери, ап. Павла и св. Александра Невского. На царских вратах - Благовещение и 4 евангелиста; на боковых - Архангелы Михаил и Гавриил; вверху - Тайная Вечеря. Все эти иконы писал художник Васильев (академик А.А.Васильев - С.Т.)" 3. В таком виде церковь просуществовала всего 19 лет. 30 июня случился пожара. Иконостас был разобран, престол, жертвенник, антиминс, иконы, священные сосуды, ризы, богослужебные книги вынесены и сохранены от пожара. Церковь не возобновлялась до 14 мая 1847 г. Все богослужения, кроме, Литургии, совершались в зале 4. Популярность училища росла, увеличивалось и число обучающихся в нем, следовательно, и число служащих. Прежнее здание стало уже слишком тесным, поэтому в 1843 г. Николай I утвердил проект расширения училища. По данным, приводимым в "Историко-статистических сведениях" и в очерке об училище Н.Лаговского 5, предложения о новой церкви рассматривались только начиная с 1844 г., но это не совсем верно. Среди бумаг училища, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, находится записка, подписанная самим П.С.Плавовым, от 10 декабря 1842 г., в которой говорится об устройстве над возобновляемой церковью каменного свода. Как пишет сам Плавов, функции этого свода - "во первых, прочность строения, во вторых, безопасность от огня, в третьих, самым подъемом свода, противу прямого потолока, выигрывается значительное пространство воздуха, что в церкви с устройством хор необходимо..." 6 Таким образом, проекты о создании новой церкви на месте старой имели место уже никак не позже конца 1842 года. Однако строительство храма началось только в 1844 г. 29 июня была заложена алтарная часть храма - во имя св. апостолов Петра и Павла, а 14 мая 1847 г. новую церковь освятил преосвященный Нафанаил, викарий Петербургской епархии. Одновременно со строительством храма Плавовым была произведена внутренняя перепланировка здания. Был существенно изменен и фасад здания: в центре, над церковью, находившейся на третьем этаже, как и говорилось в вышеприведенном проекте, был надстроен четвертый этаж, а фасад украшен десятью мощными полуколоннами и завершен высоким аттиком с прорезанным в нем полуциркульным окном. Некоторое чисто внешнее сходство композиции центральной части фасада со зданием Биржи даже дало впоследствии основание для предположения, будто бы это здание было построено в 1810-х гг. Т.Тоном, что, впрочем, совершенно не основательно 7. В таком виде дом сохранился до наших дней, являясь ценным памятником архитектуры русского позднего классицизма. В начале 1860-х гг. на гребне крыши над церковью был установлен бронзовый крест, вышиной, с шаром и чашкой, 3 1/4 аршина, пожертвованный старостой, купцом А.Д.Елагиным. Внутри храм представлял вид корабля, усеченного на одном конце прямой стеной. Пять окон находились на западной стороне, шестое, полукруглое - над ними в своде, с южной стороны - сплошные стены; два окна на восточной стороне, подле клиросов, и два - в алтаре. Кругом храм с трех сторон охватывали хоры, обнесенные железной решеткой; такой же решеткой были обведены и клиросы. Восемь свободно стоящих круглых кирпичных колонн, отделанных под желтый мрамор, с гипсовыми капителями ионического ордера и обитыми медью базами, поддерживали свод, а десять кронштейнов, прикрытых большими алебастровыми фигурами, служили опорами для хор. Двенадцать пилястр по стенам и кругом церкви под сводом выведенный карниз под желтый мрамор вместе с колоннами украшали храм 8. В течение многих лет храм украшался на средства жертвователей, в основном церковных старост. Здесь мы приводим описание его таким, каким он был в начале XX века, до разорения его в послереволюционные годы 9. Алтарь отделял от храма деревянный резной иконостас, вызолоченный, двухъярусный, с четырьмя колоннами, вдававшийся уступом в алтарь. Все иконы в иконостасе, а также стоявшие отдельно в киотах образы апостола Павла и св. блгв. князя Александра Невского, были взяты из прежней церкви и писаны на полотне художником Васильевым. Во втором ярусе иконостаса находились вновь написанные сыном прежнего художника, также Васильевым. Все эти иконы были покрыты металлическими высеребренными ризами с золочеными венчиками. На вершине иконостаса находился крест с Распятием, выполненный по рисунку архитектора Макарова и поставленный в 1859 г. В 1903 г. на него была пожертвована металлическая высеребренная с вызолоченным венцом риза. В 1859 же г. по сторонам "Тайной Вечери" были поставлены резные из дерева и вызолоченные символы ветхозаветной церкви: скрижали, жезл Аарона, и, новозаветные, - чаша, Евангелие и крест, и другие украшения. Престол и жертвенник были дубовыми. Под престолом - дубовый крест, в который при архиерейском освящении этого храма вложена частица св. мощей. Антиминс был священнодействован епископом Нафанаилом, а подписан митрополитом Антонием. В 1904 г. престол был покрыт металлической под стеклом одеждой с чеканно-художественным изображением Воскресения Христова, Крещения Господня, Нагорной проповеди и Святых: апостолов Петра, Павла и Иоанна и великомученицы Екатерины. За престолом стоял крест с изображением Распятия, покрытый ризой с золоченым венчиком. Запрестольная икона, "Взятие Божией Матери на небо", была написана на полотне неизвестным художником. Икона над жертвенником - "Явление Иисуса Христа Марии Магдалине" - по преданию, являлась вкладом Императрицы Марии. Солея возвышалась на одну ступень. На ней у клиросов стояли отделанные малиновым штофом, с золотой бахромой и кистями хоругви, пожертвованные плотником Федотовым в 1847 г. Кроме того, у клиросов, в особых, украшенных позолоченной резьбой, киотах стояли иконы: у правого клироса - Казанской Божией Матери, у левого - св. Николая Чудотворца; обе иконы - в ценных серебряных ризах, украшенных драгоценными камнями. Рядом с ними у обоих клиросов стояли деревянные, с позолоченной резьбой, аналои: справа с Казанской иконой Божией Матери справа, слева - с образом Двунадесяти праздников, писанным на полотне учителем рисования Александром Беллером. За правым клиросом у окна при входе в ризницу находилась Голгофа, поставленная в 1899 г. Перед ней стояла металлическая гробница с Плащаницей, с художественными изображениями, в футляре 10. Все иконы были покрыты серебряными ризами. В центре храма висело бронзовое вызолоченное паникадило о 48-ми свечах. Освещение по всей церкви - в паникадилах, люстрах и бра - было, по крайней мере, в начале XX в., электрическим. Как видно по приводимому здесь плану 11, к церкви относились некоторые прилегающие к ней помещения. Вправо от алтаря находилась особая палата - ризница и книгохранилище, влево - притвор. В притворе по стенам в деревянных, украшенных резьбой и позолотой, киотах висели образа. Здесь же стояла металлическая с художественными изображениями панихидница и свечная лавка; узкая лестница вела на хоры. По середине притвора с потолка спускалась бронзовая, вызолоченная через огонь, люстра в 12 свечей, пожертвованная купцом А.Д.Елагиным. Основанное вдовствующей Императрицей Марии, училище глухонемых на протяжении всего своего существования находилось под особым покровительством царствующей Фамилии. Это обстоятельство не могло не отразиться и на церкви, где тщательно сохранялись все дары и предметы, связанные с памятью ее Августейших покровителей. Н.Лаговский в своем очерке об училище упоминает четыре такие достопримечательности храма 12. Первая из них, наиболее чтимая воспитанниками и служащими училища, - это икона святых: Равноапостольной Елены, Архистратига Михаила, святителя Филиппа и преподобного Ефрема Сирина. Она нарисована по выпуклому картону, с вышитыми золотом, по серебряному глазету, ризами. Эту икону 11 февраля 1829 г. пожертвовала в церковь Мария Федоровна. По преданию, вышивка сделана самой Императрицей. Для этой иконы ко дню 50-летия училища был сооружен киот, из темного дуба, с резьбой, в виде креста. В этот киот был также вложен ковчежец с выпиской из завещания Императрицы 13. Другой достопримечательностью было облачение для священника и диакона малинового бархата, обшитое золотым позументом; на оплечьях ризы была сделана из золотого же позумента буква "М" с короной. Облачение это было прислано в церковь 8 октября 1829 г., после кончины Императрицы Марии, по воле Николая I. В 1880 г. Александр II пожаловал училищу серебряное Распятие в память о своей бабушке, Императрице Марии Федоровне, которое также чтилось в училище. Оно лежало на бархатной подушке на резном аналое темного дуба, заключенное под зеркальным стеклом. Наконец, еще одной святыней была икона - изображение святых: Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Михаила Архангела, Ксении и Царицы Ольги - в резном, темного дуба киоте. Эта икона была пожертвована служащими училища в память о чудесном избавлении Александра III и Царской Семьи от железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г. Наверху киота, над образом, металлическими буквами было написано: "Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих". Петро-Павловский храм был закрыт только в 1923 г. - последним из всех храмов на территории Педагогического университета, и одним из последних среди храмов при государственных учреждениях в Петербурге. Читать дальше...
Читать дальше... |
| |||||||||||||||||||||||||
© 2002, Храм Петра и Павла при СПб РГПУ;
© 2002, Вебмастер Артем Костров
|